Телемедицина
Телемедицина — это дистанционное предоставление консультационных и врачебных услуг с использованием современных ВКС-решений, а также телекоммуникационных технологий. Именно удалённое взаимодействие позволяет медицинским работникам не только осматривать пациентов вне кабинета и назначать лечение, но и проводить консилиумы и даже трансляции для обучения студентов.
Данный материал рассматривает:
Историю возникновения телемедицины, а также её дальнейшее развитие, во многом повлиявшее и неизбежно затронувшее становление ВКС-систем.
История телемедицины
Первые упоминания об удалённой врачебной практике встречаются еще на страницах британского журнала «Ланцет», опубликованного в ноябре 1879 года.
Анонимный автор статьи рассказал читателям историю о том, как встревоженная мать, заподозрив у своего ребенка круп, принялась искать помощь глубокой ночью. В ответ на беспокойство дочери, бабушка младенца позвонила их семейному доктору. Практикующий врач предложил послушать кашель ребенка через телефон и таким образом установил, что переживания матери не имеют никаких оснований.
Следующим зафиксированным на страницах изданий свидетельством постепенного развития бесконтактной медицины является выпуск журнала «Наука и изобретения», увидевший свет в феврале 1925 года.
Хьюго Гернсбек, представитель Американского Физического Общества, представил статью, которая раскрывает принцип работы теоретического устройства под названием «Радиотеледактиль». Данный способ оказания помощи врачом предполагал использование радио для трансляции голоса, а телевизора — для изображения.
Передача первого медицинского изображения состоялась в 1948 году в Пенсильвании: радиологические данные были отправлены на почти 40 км по телефонной линии из одного посёлка в другой. Спустя несколько лет аналогичную систему создали канадские специалисты в Монреале.
В 1959 году работники Университета Небраски организовали передачу результатов обследований в области неврологии студентам-медикам, используя двустороннее телевидение всего кампуса.
Однако действительно большой шаг в развитии медицинских консультаций на расстоянии произошел благодаря космической программе «Меркурий», которая стартовала в 1961 году под руководством NASA. Необходимость дистанционно следить за состоянием космонавтов заставило учёных вновь взяться за разработку связи, которая бы позволяла мгновенно обращаться к врачу.
Полученные наработки в 1975 году были задействованы для реализации телемедицинской программы для оказания врачебной помощи жителям племени Папаго. За время своего существования проект «STARPAHC» помог множеству людей, которые не имели возможности обратиться к медикам при возникновении проблем со здоровьем в связи с постоянным проживанием далеко от больниц.
Что касается известного нам термина «телемедицина», то он появился в первой половине 70-х, постепенно трансформируя значение. Сейчас данное наименование используется для обозначения современных коммуникационных технологий для дистанционного оказания помощи.
Основные направления телемедицины
Развитие ВКС-систем и расширение границ их возможностей ускорило развитие телемедицины, предоставив специалистам возможность не только оказывать помощь удалённо, но даже дистанционно наблюдать за своими пациентами и проводить публичные операции.
На данный момент можно выделить несколько основных направлений, которые наиболее востребованы во всём мире и продолжают развиваться со стремительной скоростью.
Телемедицинские консультации
Удалённые консультации считаются наиболее распространённым и популярными сервисом в области телемедицины. Специализированные ВКС-системы помогают наладить между врачом-консультантом и его пациентом аудиовизуальный контакт. Во время дистанционного приёма медицинский работник может как отправлять, так и получать текстовые и графические данные, в том числе рентгеновские снимки, результаты анализов и медицинские справки.
Данный подход крайне удобен для всех сторон общения, однако из-за него телемедицину долгое время воспринимали только как средство получения услуг здравоохранения в районах, где у пациента отсутствует возможность проконсультироваться у специалиста лично.
Теперь пользователями медицинских онлайн-сервисов чаще становятся жители мегаполисов, у которых не хватает времени на живое посещение врача. Ограниченные во времени, работающие пациенты предпочитают использование приложений, которые помогают найти специалистов в любое время суток — программа сама подсказывает, кто является экспертом в той или иной области, а также готов выслушать и оказать помощь прямо сейчас. Очевидно, вскоре даже не потребуется никуда обращаться: доктора сами узнают о возникших проблемах со здоровьем раньше вас с помощью сервисов, которые дистанционно отслеживают физическое состояние организма.
Дистанционный мониторинг
Системы удалённого мониторинга пациентов постепенно получают всё большее распространение среди медицинских специалистов. Данный способ наблюдения за состоянием здоровья в большинстве своём используется для контроля состояния пожилых людей.
Тем не менее, есть ряд показаний, при которых медицинские эксперты могут порекомендовать постоянный мониторинг: резкие скачки давления, заболевания сердца, хроническая обструктивная болезнь лёгких, а также диабет.
Нужно отметить, что большинство людей уже имеют дело с удалённым наблюдением за здоровьем — речь о датчиках физического состояния, которые стали уже неотъемлемой частью жизни.
Что касается будущего, то «умные» часы, как и фитнес-браслеты, в теории могут консолидировать не только данные о текущих спортивных нагрузках, но и сами производить анализ биометрических параметров, делая на их основании выводы о фактическом состоянии организма. В случае, если показатели достигнут критических, устройство мгновенно уведомит об этом носителя и врача.
Теленаставчничество
Трансляция хирургических операций или «теленаставничество» — особое направление телемедицины, которое предоставляет неопытным врачам возможность наблюдать за работой квалифицированного специалиста в режиме реального времени. В отличие от просмотра видеозаписи, ВКС-решения позволяют молодым докторам сразу задавать вопросы, получая детальное разъяснение сложных моментов.
Особенно важной для организации подобных мероприятий является прямая трансляция изображений с медицинского оборудования, включая микроскоп, эндоскоп и операционный стол, который фиксируют цифровые видеокамеры. Данные телеметрии, также можно легко передать при необходимости, предоставляя доступ к полной клинической картине.
Таким образом, менее опытные врачи могут набраться опыта у лучших специалистов со всего мира без необходимости затрачивать огромные суммы денег.
Однако нужно понимать, что теленаставничество не ограничено только лишь трансляциями операций — возможности современных ВКС-решений позволяют проводить как лекции, так и семинары для студентов медицинских ВУЗов, а также начинающих врачей, которые хотят улучшить свои навыки и повысить квалификацию.
Экстренные консультации
Как во время штатного приёма, так и в течении ежедневного мониторинга медицинский специалист должен быть готов срочно оказать помощь всеми доступными методами: от вызова экстренных служб по номеру 112, которые могут прибыть на место быстрее, до практических советов, способных помочь продержаться до приезда врачей.
Нередки случаи, когда районная больница не имеет достаточно квалифицированного сотрудника в штате для выбора необходимого метода лечения — именно здесь телемедицина становится настоящим спасительным инструментом как для врача, так и для пациента.
Срочная медицинская консультация может понадобиться и работникам удалённых от цивилизации объектов: морских нефтяных вышек, кораблей дальнего плавания и световых маяках. В подобных обстоятельствах единственным способом оказать экстренную помощь являются инструкции врача и слаженные действия сотрудников.
Применение ВКС-систем в области здравоохранения
Использование в телемедицинских целях требует от ВКС-системы соответствия строгим стандартам, которые непосредственно связаны со сферой применения.
Федеральный Закон №242
Начало действия закона – 01.01.2018
Телемедицинские технологии - информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.
Основные положения закона:
- Добровольное согласие на медицинскую помощь можно собирать в электронном виде по упрощенной схеме;
- Пациент имеет право запрашивать и получать медицинские данные о себе;
- Телемедицинская помощь должна оказываться в соответствии со стандартами медицинской помощи;
- Первое упоминание о ЕГАИСЗ. Реестр медицинских и отраслевых организаций, медицинских работников и пациентов с единой системой аутентификацией;
- Разрешены удаленные консультации: сбор информации, решение об очном визите, корректировка лечения, дистанционное наблюдение за больным с применением гаджетов.
ВКС-платформа для телемедицины
Решения Труконф соответствуют всем критериям, необходимым для реализации телемедицинских услуг. При этом платформа имеет широкий набор инструментов для реализации программ теленаставничества, что делает её универсальной в сфере здравоохранения.
Конфиденциальность информации
В соответствии с Федеральным Законом, персональные данные пользователей должны находиться и обрабатываться на территории РФ, что делает использование в сфере телемедицины зарубежных платформ нелегальным.
ВКС-решения Труконф разворачиваются на оборудовании вашей компании и работают внутри закрытой сети, тем самым гарантируя полную конфиденциальность ваших корпоративных данных.
Недостатки телемедицины
Удалённая медицинская помощь обладает рядом недостатков, которые значительно тормозят её распространение среди врачей и пациентов.
Внедрение телемедицинских решений на территории РФ находится на достаточно низком уровне. Это связано как с недоверием самих врачей, которые опасаются новых технологий, так и со страхом со стороны пациентов, которые никогда не сталкивались с подобной медицинской практикой. Объективное восприятие данной технологии возможно только при понимании ее преимуществ и недостатков.
Ограниченная доступность
Далеко не все категории граждан имеют достаточную техническую оснащённость, необходимую для проведения телемедицинских консультаций. В особенности это касается пожилых людей, которые преимущественно избегают новых устройств и предпочитают живое общение с лечащим врачом.
Важным фактором также является место проживания — часть населённых пунктов до сих пор не имеет доступа к интернет-кабелю, который мог бы гарантировать надёжное соединение.
Сложность внедрения
Настройка и администрирование ВКС-сервера для телемедицинских консультаций требуют содействия квалифицированного специалиста, который зачастую отсутствует в штате.
Действия неподготовленного сотрудника могут привести к сбоям в работе и последующим проблемам как с программным обеспечением, так и с техническими устройствами.
Опасения специалистов
Несмотря на тот факт, что удалённые консультации позволяют проводить как визуальный осмотр пациентов, так и просматривать результаты анализов, некоторые специалисты с опаской относятся к данному способу оказания врачебной помощи.
При этом далеко не весь медицинский персонал может иметь достаточные технические знания для проведения удалённых встреч с больными.
Безопасность данных
Часть пациентов всё ещё продолжает остерегаться удалённых посещений специалистов, поскольку беспокоится о своей безопасности.
Доверять информацию не только врачу, но и ВКС-системе способен не каждый: в случае утечки в руках мошенников могут оказаться как данные вашего паспорта, так и банковские реквизиты.