Что такое вебинар?

Это один из самых эффективных инструментов для бизнеса, продаж и проведения онлайн-тренингов. Существует несколько определений, однако наиболее корректно с нашей точки зрения следующее:

Вебинар — это обучающее групповое занятие, проводимое с помощью Интернета.

Унифицированные коммуникации
Вебинар 2

Преимущества вебинаров

Интерактивные занятия позволяют максимально вовлечь вашу аудиторию в процесс обучения с помощью технологий видеосвязи и совместной работы. Участники могут подключаться к событию через браузер, что делает вебинары простыми и доступными каждому.

Во время вебинара каждый может:

  • задать вопросы докладчику;
  • дополнить выступление докладчика личным опытом;
  • обмениваться сообщениями в чате.

Возможности вебинаров

  • Поддержка многопользовательской аудио и видеосвязи в режиме реального времени (обычно в формате “один ко многим” — когда один или несколько докладчиков вещают для обширной аудитории зрителей).
  • Демонстрация презентаций.
  • Виртуальная презентационная доска для комментариев (whiteboard).
  • Текстовый чат.
  • Запись и трансляция аудио/видеопотоков (которые в дальнейшем можно использовать, например, в качестве видеоуроков).
  • Управление удаленным рабочим столом.
  • Совместная работа над документами.
  • Совместное использование приложений.
  • Голосования и опросы.
Подробнее
Вебинар 4
Как создать вебинар с помощью TrueConf Server
Вебинар 5

Как организовать вебинар?

Участники могут выбрать подходящий способ подключения:

  • через приложение WebRTC в браузере;
  • при помощи мобильного или десктопного клиентского приложения TrueConf;
  • через одноразовое приложение TrueConf;
  • через SIP/H.323 терминал.

Подробную инструкцию как организовать вебинар можно найти в нашем блоге.

Как организовать вебинар с помощью TrueConf Server

История вебинаров: образование для всех и каждого

Особенно остро задача проведения качественных удаленных семинаров всегда стояла для сферы образования. Вместе с началом научно-технической революции 50-х годов, экономически развитые страны столкнулись с ощутимой нехваткой специалистов по новым технологиям, в то же время, классические ВУЗы имели ограниченное число мест и не могли резко нарастить «производительность». В США решить эту проблему планировалось с помощью компьютеризации и цифровых сетей передачи данных. Итогом многолетних изысканий в этом направлении стало появление системы PLATO (Programmed Logic for Automated Teaching Operations или Программный алгоритм для автоматизированных операций преподавания), которая была создана группой специалистов из Университета Иллинойса и компании Control Data Corporation. Ее можно назвать прообразом современных онлайн-семинаров (вебинаров). Первая практическая реализация PLATO появилась в начале 60-х и в модифицированном виде она использовалась вплоть до 2006 года.

PLATO 1

Здесь на базе единой платформы были впервые объединены такие привычные сегодня явления как веб-форум, онлайн чат, мессенджер (служба мгновенных сообщений), электронная почта, удаленный рабочий стол, совместная работа над документами и многое другое. Поначалу голосовое общение отсутствовало, но в более поздних версиях такая возможность была добавлена. Уже в 1975 году с помощью PLATO можно было провести сетевой семинар или конференцию на 100-150 участников. Но, главная проблема системы заключалась в том, что она была ограничена рамками локальной сети, для ее работы требовался дорогой центральный компьютер, а каждый пользовательский терминал стоил немалых денег — $12 тыс. в середине 70-х (около $60 тыс. в масштабе цен 2018 года), что существенно ограничивало возможности охвата аудитории.

PLATO 2

Терминалы различных версий системы PLATO (©Wikipedia )

Поэтому, хотя благодаря PLATO и было отработано множество прорывных технологий обучения, развитие вебинаров в нынешнем понимании этого термина все же пришлось на начало 90-х — период распространения недорогих глобальных каналов передачи данных на базе протоколов TCP/IP. Одним из первых решений такого рода стала система CU-SeeMe, разработанная для объединения общеобразовательных школ США. Она, в частности, позволяла организовать процесс видеообщения на базе каналов связи общего пользования, была предназначена для дистанционного обучения и проведения удаленных семинаров в режиме реального времени.

Следующим большим шагом в истории развития вебинаров стало появление в 1995 году программного обеспечения LiveShare Plus, разработанного компанией PictureTel (в 2001 году приобретена Polycom). ПО устанавливалось на компьютер под управлением ОС Windows и позволяло организовать текстовое общение, удаленный доступ к рабочему столу, «презентационную доску» (whiteboard), обмен файлами и ряд других функций.

Стоимость пользования была относительно невысокой — чуть менее $250 за лицензию на один ПК (сегодня это более $400 с учетом инфляции). Годом позже компания Microsoft представила собственный коммуникационный клиент NetMeeting с похожими функциональными возможностями, который встраивался непосредственно в браузер Internet Explorer, являлся его неотъемлемой частью и не требовал дополнительной оплаты лицензии. Но как LiveShare Plus, так и NetMeeting не предполагали голосового общения.

PictureTel LiveShare Plus

Пользователь системы
PictureTel LiveShare Plus за работой
(©Telestar Corp.)

Такая возможность появилась в продукте Auditorium, представленном компанией PlaceWare (которая выделилась из состава Xerox PARC) в 1997 году. Стоимость лицензии на один ПК составляла $150. Помимо упомянутых выше функций здесь также можно было демонстрировать графические изображения и презентации онлайн, делать на них пометки, оставлять комментарии в чате и задавать вопросы голосом. При этом более поздняя версия продукта, по данным разработчиков, впервые в отрасли позволяла объединять в рамках одного семинара или конференции до 1000 участников.

PlaceWare

Рабочий экран клиента для проведения вебинаров PlaceWare Auditorium - первой платформы, способной объединить до 1000 участников (©SlidePlayer )

Стали появляться и другие похожие решения. Примерно в это же время начал использоваться и сам термин webinar (вебинар) — образованный путем слияния слов web и seminar. В конце 90-х и начале 2000-х даже были попытки присвоить это название — в 1998 году некий Эрик Р. Корб зарегистрировал товарный знак WEBinar (№ свидетельства 75478683, USPTO), права на который были переданы компании InterCall. В 2006-м Learn.com зарегистрировала термин webinar в качестве ТМ (№ свидетельства 78952304, USPTO), однако в 2007 году обе заявки были отменены и с тех пор слово webinar в любых вариациях является общим достоянием.

В феврале 1999 года компания ActiveTouch вывела на рынок первый сервис вебинаров с поддержкой видеообщения WebEx Meeting Center, и в том же году сменила собственное название на WebEx.

Первый сервис вебинаров

Интерфейс Cisco WebEx Meeting Center (©Flickr)

Однако наиболее активно данное направление начало развиваться параллельно с повсеместным проникновением широкополосного доступа, что позволило сделать общедоступным видеообщение. В 2003-м Citrix приобретает компанию Expertcity с ее продуктами GoToMyPC и GoToAssist, на базе которых через год было создано собственное решение для организации вебинаров Citrix GoToMeeting. В 2005 свое решение, Adobe Connect (на базе разработок приобретенной компании Macromedia), предлагает выводит на рынок Adobe System, а в 2007-м Cisco за $3,2 млрд приобретает WebEx, что дало дополнительный толчок в развитии продукта. С этого момента рынок решений для проведения вебинаров приобретает современный вид и на сегодняшний день здесь представлено свыше 50 различных решений, которые при номинальной схожести все же могу существенно отличаться в деталях.

Выбор платформы

Проведение вебинара требует, наличия у всех участников процесса специального ПО, которое имеет вид либо проприетарных приложений, либо может быть встроено непосредственно в браузер.

Примером последнего случая может служить технология Flash, созданная еще в 1996 году и до недавнего времени достаточно успешно применявшаяся в т.ч. и для организации вебинаров. Однако целый ряд существенных недостатков (обусловленных особенностями технологии) привели к тому, что даже компания-разработчик Abobe Systems объявила Flash устаревшим явлением — в 2013 году прекращен выпуск обновлений для Android, а до 2020 года планируется официально завершить жизненный цикл всех остальных вариантов ПО. В числе недостатков Flash — неоправданно высокая нагрузка на центральный процессор, низкая эффективность виртуальной машины Flash Player, частые отказы в работе приложений из-за слабого контроля ошибок и т.д. Как следствие, популярность вебинаров на базе Flash постоянно снижается. Но, ей на смену приходит технология WebRTC, которая поддерживается Google, Mozilla, Opera Software и также позволяет проводить вебинары непосредственно из окна браузера.

В то же время и WebRTC не лишена недостатков, которые далеко не всегда позволяют использовать решения на основе этой технологии для организации полнофункциональных онлайн-семинаров с большим количеством участников. Например, здесь сложно организовать процесс одновременного присутствия и выступления нескольких докладчиков или обеспечить приглашение на виртуальную «трибуну» слушателя, желающего задать вопрос с помощью видеосвязи. Сложности связаны с тем, что процесс транскодирования необходимо запускать на сервере — как следствие, цена на проведение вебинара, при значительном количестве участников будет весьма высокой. Кроме того, в WebRTC нет инструментов для захвата и демонстрации контента (исключение составляют новые версии браузеров Chrome и Firefox), а значит, для проведения полноценного процесса обучения потребуется использование сторонних программных продуктов и без установки ПО для ведущего пока не обойтись.

Поэтому на сегодняшний день, наиболее оптимальным и востребованным подходом является использование вебинаров на основе проприетарного ПО. В качестве примеров здесь можно привести такие решения как Adobe Connect, Cisco WebEX, Fuze Meeting, IBM Sametime, TrueConf, Zoom и целый ряд других решений. Все они, как правило, обладают функциональными возможностями, которые мы упомянули в начале статьи.

Adobe Connect

Платформа для организации и проведения вебинаров Adobe Connect.
По данным разработчиков, может поддерживать до 80 тыс. участников (из них до 1,5 тыс. активных) ©Adobe

Тем не менее, имеются и существенные отличия. Например, типы поддерживаемых операционных систем (не все способны работать в среде Linux или macOS), возможность входа с мобильных устройств, средства защиты и шифрования данных, совместимость с дополнительным ПО сторонних производителей и т.д.

Важной характеристикой является максимальное количество поддерживаемых подключений — она определяет то, сколько слушателей сможет участвовать в вебинаре. Этот показатель колеблется в диапазоне от нескольких десятков (Google Meet, TeamViewer) до нескольких тысяч (WebEX, Adobe Connect). Немаловажным показателем является и количество возможных докладчиков, которое также существенно варьируется в зависимости от платформы.

И дело здесь не столько в технических ограничениях, сколько в том, что большое число участников вебинара не всегда лучшим образом сказывается на его качестве. Как показывает практика, если в онлайн-семинаре участвует более 50 человек, то на первое место выходит уже мастерство докладчика и его способность владеть аудиторией — ведь, скажем, процесс ответов на вопросы от нескольких десятков человек может существенно растянуться по времени притом, что оптимальная длительность вебинара, составляет, как правило, до полутора часов. В этом отношении вебинары мало чем отличаются от классических семинаров.

TrueConf — одна из немногих платформ для вебинаров с поддержкой видео в формате UltraHD,
работающая на всех популярных операционных системах.

Будущее вебинаров

Что ждет сегмент вебинаров в будущем? Основных направлений развития несколько. Во-первых, это массовый переход на мобильные платформы, поскольку беспроводной широкополосный Интернет-доступ, благодаря сетям нового поколения становится повсеместным явлением. Второй тенденцией является поддержка все более высококачественного видео — вплоть до UltraHD и выше. Это не только следствие желания получше рассмотреть выступающего, скорее, дело в том, что все больше информации для вебинаров визуализируется, например, в виде насыщенной инфографики (как динамической, так и статической) или видеороликов, демонстрируемых по ходу презентации — в учебных залах нередко устанавливают светодиодные экраны или целые видеостены, которые требуют соответствующего контента. Еще одно направление развития — автоматизация платформ для создания вебинаров, позволяющая избавить организаторов от многих рутинных действий, таких как рассылка приглашений и напоминаний, регистрация участников выставление счетов и т.д. Кроме того, вебинары становятся все более интегрированными с другими каналами получения информации, например, трансляции событий могут встраиваться непосредственно на сайт пользователя, демонстрироваться на YouTube или являться частью комплексной платформы дистанционного обучения.

Как бы то ни было, но информации в современном мире становится все больше, а времени на ее получение и усвоение — все меньше. В этой непростой ситуации вебинар остается тем инструментом, который позволяет найти достаточно удачный компромисс и дает возможность получать новые знания без ущерба для основной деятельности.