Унифицированные коммуникации

Унифицированные коммуникации — эволюция продолжается

Современный мир невозможно представить без телекоммуникаций. Системы связи не только важнейший инструмент бизнеса или средство бытового общения — это без преувеличения один из определяющих факторов существования цивилизации. Но, сегодня нам уже мало просто услышать друг друга по телефону, привычными стали и другие средства общения — чаты, видеоконференции, социальные сети, а в процессе обсуждения важных вопросов, особенно, там, где это касается бизнеса, нам необходимо использовать инструменты совместной работы. И все это разнообразие хотелось бы получить на одном устройстве в любом удобном для пользователя месте — дома, в офисе, на удаленном объекте, в командировке. Но, проблема в том, что каждый из упомянутых типов связи развивался своим эволюционным путем, свести их воедино было не так-то просто, а работы в этом направлении привели к возникновению такого явления как унифицированные коммуникации (Unified Communications).

Такая разная «унификация»

Сам термин «унифицированные» (реже «объединенные») коммуникации можно рассматривать в двух взаимосвязанных разрезах — операторском и пользовательском. В первом случае речь идет о современной сети передачи данных, основанной на международных открытых стандартах, которая поддерживает все основные технологии и протоколы (H.323, SIP, MGCP, технологии IMS, MPLS и т.д.), благодаря чему она обеспечивает внедрение и работу любых сервисов связи и способна поддерживать совместную работу оборудования различных производителей.

Но, в рамках нашей небольшой статьи мы рассмотрим другой, пользовательский, аспект — как наиболее близкий и понятный широкой аудитории. В этом контексте унифицированные коммуникации представляют собой единую программную платформу для оперативного предоставления всевозможных услуг связи и совместной работы на едином устройстве (ПК, планшете, смартфоне и т.д.). Одна из главных задач UC — обеспечение постоянной доступности сотрудника в любое (или, как вариант, только в рабочее) время и в любом месте.

На различных исторических этапах развития платформы унифицированных коммуникаций включали в себя разные возможности, набор которых расширялся по мере развития технологий связи. Сам термин впервые возник в середине 90-х и подразумевал объединение в рамках одной коммуникационной платформы голосовой связи, текстовых сообщений и индикатора присутствия сотрудника (presence). Это стало возможным благодаря активному развитию цифровых каналов связи и возможностей учрежденческих АТС, но главная проблема заключалась в привязке решения к оборудованию конкретного производителя, к тому же сфера общения, как правило, ограничивалась офисом.

По мере развития IP-технологий добавлялись и новые функции, а роль ПО неуклонно возрастала, поскольку пользователи стремились отвязаться от аппаратных УАТС и делали выбор в пользу более гибких программных решений. Дальнейший процесс эволюции был связан с распространением интернет-технологий и развитием широкополосных сетей мобильной связи — благодаря им унифицированные коммуникации вышли за рамки офисов и превратились в глобальные системы с очень широкими возможностями и отсутствием географической привязки абонентов.

Эволюция коммуникационных технологий

Эволюция коммуникационных технологий — год от года добавляются все новые способы общения и обмена информацией

Сегодня «джентльменский набор» UC состоит из целого ряда основных функций, в числе которых:

  • Цифровая телефония (мобильная, IP);
  • Аудио и видеоконференции;
  • Чаты и мессенджеры;
  • Веб-конференции;
  • Интеграция с корпоративным календарями;
  • Индикатор присутствия;
  • Корпоративная адресная книга или Active Directory;
  • Инструменты коллективной работы (демонстрация документов, презентаций, видеороликов);
  • Обмен данными и др.
Базовые компоненты современной UC-cистемы

Базовые компоненты современной UC-cистемы

Современная система объединенных коммуникаций может работать как онлайн, так и оффлайн — целевая информация не должна уйти «в никуда», если сотрудник сейчас не на связи. Одной из важнейших характеристик UC является обеспечение «единого телефонного номера», когда для вызова абонента не нужно искать его по всем каналам — достаточно набрать один номер, а система (или сам вызываемый абонент) выберет оптимальный способ связи. Также важна и кроссплатформенность, под которой подразумевается возможность реализации всех коммуникационных сервисов в различных программных средах и на всевозможных аппаратных платформах — без привязки к производителю. На более высоком уровне унифицированные коммуникации должны интегрироваться в бизнес-процессы компании, в том числе поддерживать работу с ERP и CRM-системами.

Функции унифицированных коммуникаций

Какие функции унифицированных коммуникаций наиболее востребованы. Данные компании West — одного из крупнейших UC-провайдеров США, по результатам 2016 года

И, конечно же, все это должно быть защищено и удобно в использовании на любом современном персональном устройстве. В последнее время все большую популярность приобретают объединенные коммуникации на базе облачных платформ, что является отражением общей ситуации в ИТ. Облачные системы проще внедрять и обслуживать, к тому же они, как правило, предлагают более гибкую модель использования и оплаты, по сравнению с локально установленным (on-premises) программным обеспечением.

Отметим, что системы, объединяющие лишь несколько из вышеперечисленных функций, обычно не относят к разряду UC. Например, современные терминалы ВКС позволяют осуществлять голосовое и визуальное общение, демонстрацию документов, презентаций, но, в то же время, лишены групповых чатов и многих инструментов коллективной работы, а, главное, не обладают кроссплатформенностью и достаточной мобильностью.

Куда движутся технологии?

При правильном применении унифицированные коммуникации способны дать ощутимый экономический эффект. С их помощью компания может существенно сократить расходы на командировки, телефонные звонки, специализированные системы ВКС, повысить эффективность работы сотрудников и оперативность принятия решений. Так что UC были и остаются важным инструментом бизнеса, который продолжает развиваться. С недавнего времени все чаще звучат мнения о том, что унифицированные коммуникации уходят в прошлое. Это не совсем так — отживает сам термин, но идея эволюционирует и ей уже тесно в рамках прежнего, довольно избитого, названия. Как следствие, на смену Unified Communications приходит концепция Meeting Solutions.

В западной ИТ-сфере к ней уже относятся с пристальным вниманием. Так, аналитическая компания Gartner теперь выделяет решения Meeting Solutions в отдельный квадрант, в котором присутствуют такие решения как Microsoft Team (ранее Skype for Business), Cisco Jabber и Spark, разработки BlueJeans, Zoom, Vidyo, Polycom, Huawei, ZTE и целого ряда других компаний. Данный термин еще не получил устоявшегося русскоязычного названия, наиболее близкий по смыслу перевод — «системы групповых чатов» — отражает суть подхода, в основе которого теперь лежит не адресная книга, а список тем по отдельным каналам. Таким образом, происходит смещение смыслового акцента и центральным элементом становится не конкретный человек, а тема или процесс, что, очевидно, лучше соответствует потребностям современного бизнеса.

Так что эволюция продолжается и, конечно же, в свое время, на смену Meeting Solutions придет новая более совершенная концепция, которая будет соответствовать запросам деловой среды уже завтрашнего дня.