Один из заметных игроков рынка видео конференц-связи (ВКС), компания TrueConf провела сегодня небольшой пресс-брифинг, в рамках которого рассказала о своей оценке рынка ВКС в России и на Украине, а также похвасталась нововведениями в платформе TrueConf Server 3.4.
Для неподготовленных спешу сообщить, что рынок ВКС не столь заметен для большинства пользователей телекоммуникационных услуг, так как практически не пересекается с потребительским. Но элементами этих услуг мы пользуемся каждый день, например, тем же Skype, позволяющим устраивать видео-конференцию на несколько участников. Системы, подобные TrueConf, востребованы по большей части в государственном и корпоративном секторе. Да, рынок там исчисляется не миллиардами, но он постоянно растет, и одним из главных факторов роста является интеграция систем ВКС в собственные продукты IT-компаниями и интеграторами. Это вполне понятно и очевидно, ведь испробовав все преимущества таких решений на себе, компаниям гораздо проще понять, как с их помощью можно улучшить собственные сервисы и платформы.
По оценке TrueConf со ссылкой на другие аналитические агентства, рынок ВКС в России в 2012 году достиг планки в 96 миллионов долларов, тогда как на Украине он практически стагнирует на отметке 12 миллионов долларов. Среднее внедрение платформ ВКС – 24,5 точки, то есть в среднем каждая компания, решившая использовать систему видео конференц-связи, оснащает ею 24,5 офиса-филиала.
В чем же преимущества TrueConf? Я лично особых преимуществ не увидел, да и нет пока в России гигантского рынка, чтобы было с чем сравнивать. На мой взгляд, сегодня главным фактором на этом рынке является цена решения, и в этом плане у TrueConf, по их же словам, есть преимущества. Все остальное зависит не только от платформы, но и от каналов связи. Можно обложиться лучшими терминалами, заказать великолепную платформу, но без надежных каналов связи между «точками», все это будет лишь излишками. В свою очередь, каналы связи с гарантированной полосой пропускания и резервированием могут себе позволить далеко не маленькие компании, и, как следствие, важность фактора цены перестает играть ключевую роль.
Тем не менее, у платформы TrueConf есть несколько интересных фишек. Первая — это «масштабируемое видеокодирование». Адаптивное видеокодирование известно любому пользователю стриминговых сервисов, эта технология позволяет изменять качество передаваемого видео исходя из данных о вашей скорости соединения с сетью. Скорость упала — картинка не замерзает, а просто становится хуже. В TrueConf пошли дальше, и их адаптация передачи видео на устройство происходит на основе массы данных, из которых скорость соединения — одна из многих составляющих. Интересно то, что при решении о качестве передаваемого видео учитываются и технические параметры, например, скорость процессора и возможности устройства по декодированию видео. Например, у пользователя старенький компьютер с великолепным подключением к интернету: картинка будет адаптирована исходя из того, какой процессор у компьютера, вне зависимости от скорости подключения.
Второй особенностью новой версии платформы является наличие мобильных приложений, работающих на смартфонах и планшетах. Для смартфонов и планшетов Apple потребуется версия iOS не ниже 5.1, для Android — версии не ниже 2.3 и процессор не медленнее 1 Ghz. В мобильном приложении можно будет как позвонить конкретному сотруднику, так и создать видео-конференцию, при этом не важно, какие устройства будут использовать собеседники — всю работу по унификации общения возьмет на себя программное решение TrueConf.
Осталось не совсем понятным использование в презентации TrueConf Server 3.4 термина «унифицированные коммуникации». По сути, решение позволяет лишь совершать звонки и создавать видео-конференции, тогда как унифицированные агрегаторы позволяют обмениваться сообщениями, иметь общее пространство для совместной работы. Впрочем, поддержку Jabber-протокола спикеры TrueConf обещали «прикрутить».
В демо-зоне мне удалось посмотреть на работу решения в реальном времени. Действительно, приложение для iPad работает быстро, видео-конференция с участием пользователей, каждый из которых может ответить с совершенно разных и непредсказуемых устройств, от видео-телефона до телевизора с видео-камерой, создается быстро. Остается лишь вопрос с каналом, но, по заверению представителей TrueConf, для общения в HD-качестве нужно 2-2,5 мегабита, а скриншоты в презентации наглядно показывают, что канал может быть и уже.
Михаил Готальский, руководитель TrueConf, еще в самом начале рассказа о рынке подчеркнул, что его рост сегодня возможен во многом благодаря дополнительным сервисам. Я бы добавил к этому высказыванию маленькую ремарку — сервисы должны быть максимально приближенными по качеству и удобству к тем, которыми уже сегодня пользуются все пользователи смартфонов. Пока что возможности TrueConf Server не будоражат воображение, но это гораздо лучше, чем пользоваться целым «зоопарком» сервисов для организации работы коллектива.