Увидеть на расстоянии

10.01.2012 Издание

Видеоконференцсвязь (ВКС) в этом году стала самой популярной электронной услугой в российских арбитражных судах. А первыми преимущества ВКС оценили чиновники и крупный бизнес. ВКС как технология возникла уже достаточно давно, первые коммерческие образцы появились в США в 70-х годах прошлого века. Однако ее распространение на территории нашей страны началось лишь с середины 90-х. Все, что требуется от ВКС — это передать по существующим каналам связи картинку и звук с максимальным качеством и минимальной задержкой, но задача это тесно сопряжена с общим уровнем развития IT отрасли, поэтому ушли годы прежде, чем мы заговорили о ВКС, как о массовом явлении. За прошедшие 15 лет полностью обновилась архитектура ВКС систем, значительно расширялись их возможности, объем рынка вырос на порядки и, естественно, видеосвязь стала более доступна и востребована.

До середины 2000 годов монопольное положение на рынке ВКС занимали аппаратные комплексы ВКС, расположенные в основном в переговорных комнатах и конференц-залах и ориентированные на топ-менеджмент компаний. Развитие технологий и распространение IP-каналов связи позволило появиться на свет новым сильным игрокам, сумевшим обойти основные недостатки классических систем: сложность масштабирования и требовательность к каналам связи. Одновременно с этим рост производительности персональных компьютеров и распространение Интернета позволили начать использоваться ВКС на обычных ПК. Все это привело к тому, что стоимость расширения сети ВКС предприятия на одну точку сократилась с десятков тысяч до сотен долларов, а потребителями ВКС начали становиться не только избранные, но и рядовые сотрудники компаний. Началась новая эра ВКС.

По оценкам экспертов, отечественный рынок ВКС последние годы стабильно растет более чем на 20 процентов в год, намного опережая по темпам роста развитые страны (6 процентов в год). Так, директор по развитию и продажам компании TrueConf Дмитрий Одинцов утверждает, что мировой объем рынка на данный момент составляет порядка 3 млрд долларов, и доля России в нем в 2 процента ($60-80 млн в год) выглядит очень существенно. Очевидно, что для такой протяженной страны, как наша, подобные услуги оказались очень востребованы. ВКС существенно сокращает объем операционных расходов, а наш бизнес не хуже западного умеет считать деньги.

На протяжении многих лет одним из основных заказчиков на рынке видеоконференцсвязи оставался госсектор: от федерального до муниципального уровня. Как показывают исследования, на первое место по объему выручки вышел финансовый сектор (банковские услуги, страхование). Не удивительно, что ВКС наиболее востребована в регионах.

Стоит отметить присутствие спроса на услуги ВКС в сфере здравоохранения, где они актуальны для обучения работников и обмена опытом в ходе видеоконференций, но в первую очередь системы ВКС медицине нужны для передачи необходимой диагностической информации в режиме реального времени, например, показания приборов.

Сейчас уже нельзя представить дистанционное образование без видеоконференцсвязи, где она способствует преодолению расстояний и облегчает удаленную работу преподавателей и студентов. Например, весь учебный процесс Современной гуманитарной академии (СГА) полностью построен на использование ВКС технологий, а преподаватели Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ) читают лекции в трех-четырех лекционных залах одновременно, при этом во всех этих случаях сохраняется возможность обратной связи со студентами в реальном времени.

Как рассказал «РБГ» ректор УрГЭУ Михаил Федоров, с помощью видеоконференций организуются занятия с филиалами и удаленными территориями, читаются лекции ученых с мировым именем, проводятся совещания и презентации, «круглые столы» и тренинги, и даже защиты самостоятельных работ. Стали обычным делом видеовстречи со студентами, абитуриентами и их родителями. Интерактивное общение обеспечивается порталом образовательных ресурсов УрГЭУ и сервисом Live@EDU. Видеомосты позволяют экономить время и ресурсы на командировки.

Помимо этого видеоконференцсвязь помогает решить и более насущные проблемы, такие как: образование для людей с ограниченными возможностями или заочное посещение лекций, что позволяет студентам в «возрасте» больше времени уделять работе, семье и дому.

В этом секторе существует еще и явно выраженная сезонность спроса, которая во многом обусловлена спецификой бюджетной политики заказчиков, прежде всего из госсектора. Почти половина всех сделок в денежном выражении совершается в последнем квартале года.

Частные пользователи, оценившие преимущества «живого» общения со своими домашними, например через Skype, стремятся перенести свой опыт на работу в сферу корпоративных коммуникаций. Это особенно актуально для малого и среднего бизнеса. Соответственно здесь встает вопрос поиска подходящего решения и зачастую выбор делается в пользу более доступных и универсальных программных решений, не требующих покупки дорогостоящего оборудования и более простых в использовании.

70 процентов новых бизнес-пользователей подключенных к видеоконференцсвязи, сделали это через программные решения. Аппаратные решения остаются в меньшинстве и используются преимущественно для оборудования переговорных комнат и VIP-рабочих мест руководителей. Внедрений решений класса telepresence в России вообще единицы.

Для крупных компаний крайне важны как гибкость и легкость внедрения решения, так и простота его использования. Еще одним немаловажным фактором является возможность будущего масштабирования. Условия, на которых производится подключение новых пользователей, должны быть оптимальными по соотношению цена — качество, а сама процедура масштабирования — максимально простой и быстрой.

Еще одной особенностью российского рынка видеоконференцсвязи является стремление заказчиков полностью контролировать приобретаемые решения. Доля вендоров, предоставляющих облачные или SaaS ВКС услуги на российском рынке, не превышает 1 процент, в отличие от общемировой статистики, где их присутствие составляет около 20 процентов. Обусловлено это распространением закрытых корпоративных сетей, политиками безопасности предприятий, желанием шифровать трафик, недостаточным качеством публичных каналов связи, и, видимо, менталитетом, ибо так спокойнее.

Потребности российских заказчиков тесно переплетаются с общемировыми тенденциями развития рынка видеоконференцсвязи: упрощение интерфейсов и повышение доступности ВКС продуктов, в том числе за счет кросс-платформенности; стремление к построению корпоративных систем унифицированных коммуникаций, в которых связано вместе всё от обмена текстовыми сообщениями до ВКС и совместной работы над документами; использование мобильных устройств, таких как коммуникаторы и планшетные компьютеры, в качестве терминалов ВКС; и построение систем видеоконференцсвязи в «облаках».

Основная проблема, которую отмечают заказчики, — это недостаточная пропускная способность существующих каналов связи. Если в Москве и крупных областных центрах широкополосный доступ в Интернет доступен для большого количества пользователей, то по мере продвижения к более удаленным регионам качество, да и само наличие покрытия сильно сокращается. Многие отмечают сложность интеграции видеоконференцсвязи в существующую инфраструктуру компании, таких потребителей интересуют в первую очередь решения, совместимые со сторонними системами ВКС.

Многие компании стремятся использовать ВКС в закрытых корпоративных сетях, в связи с этим возникает вопрос нехватки собственных операторов и инженеров ВКС систем, неподготовленности и недостатка квалификации сотрудников предприятия к использованию видеоконференцсвязи.

На фоне роста пропускной способности сетей и удешевления трафика остается актуальным вопрос стоимости ВКС решений. В корпоративных ВКС сетях растет количество абонентов, системы масштабируются, выходят в регионы, подключают новые точки через спутниковые и мобильные каналы связи. Естественно, большее количество точек требует большего бюджета.

Опубликовано 10 января 2012 в Российская Бизнес-газета
Рубрики Присоединяйтесь!