Безоблачные горизонты бизнеса

27.01.2013 Издание

Пользователи коммерческих облачных сервисов предпочитают разворачивать их в собственных ЛВС — вместо того, чтобы задействовать публичные облака. Системы видеоконференцсвязи — особенно там, где они работают под серьёзной нагрузкой — их заказчики стремятся строить на специально делегированном «железе» и каналах, избегая предложений облачных провайдеров. Наконец, увлечённость сотрудников облачными услугами наносит их нанимателям прямой урон… Похоже, до полного погружения бизнеса в цифровые эмпиреи ещё очень и очень далеко. Отечественного бизнеса — так уж точно.

На страницах PC Magazine/RE уже появлялся аналитический обзор, продемонстрировавший настороженное отношение ИТ-практиков и отечественных компаний СМБ в целом к публичным облачным сервисам. Нет, определёнными доступными в облаке услугами средний и малый бизнес пользуется вполне активно, — достаточно упомянуть файлообменники, онлайновые деловые ежедневники и службы электронной почты. Но дальше этого дело обычно не идёт.

Вполне вероятно, что в значительной мере недоверие представителей СМБ к облачным сервисам объясняется не предвзятым отношением к прогрессу цифровых технологий как таковому, а печальным опытом взаимодействия с отечественными Интернет-провайдерами. Небольшая фирма, для которой ИТ — не основная область деятельности, вряд ли станет тратиться на поддержание заведомо стабильного широкополосного канала цифровой связи (ещё и с резервной линией, ради пущей надёжности). Точнее, затраты на поддержание такого канала окажутся вполне сопоставимы с расходами на организацию локальных, а не облачных, ИТ-сервисов — пусть последние формально и будут бесплатны.

Недавно, к примеру, «МойСклад» (первый в России Интернет-сервис управления торговлей, предназначенный для автоматизации малого и среднего бизнеса, который реализует функции управления продажами и закупками, CRM, обработки заказов, складского учета и контроля финансовых расчетов) с гордостью объявил, что отныне облачный сервис «МойСклад.Розница» может работать и без подключения к Интернету.

Обоснованием для появления такой возможности как раз и стал тот факт, что в небольших розничных магазинах нередки случаи, когда доступ к Сети временно отсутствует («Ой, извините, карточки пока не принимаем, связи нет!» — знакомая картина? а теперь представьте, что и кассовый аппарат — лишь терминал соответствующего Интернет-сервиса). В автономном режиме пользователи новой версии «МоегоСклада» смогут теперь полагаться на требуемые законодательством фискальные регистраторы. Пока доступа к Сети нет, продавец будет в обычном порядке оформлять продажи и печатать чеки, а как только связь наладится, все данные о продажах автоматически будут выгружены в основную базу «МоегоСклада».

Казалось бы, для видеоконференцсвязи (ВКС) публичная облачная инфраструктура — настоящая находка. Главное, чтобы на обоих концах цифрового канала связи имелся доступ в Сеть, — а дальше уж пусть провайдер облачных услуг позаботится о балансировке нагрузки, удержании линии, минимизации задержек и т. п. Очевидно ведь, что у крупного облачного ВКС-провайдера технических возможностей для этого куда больше, чем у рядовой компании, нуждающейся в такого рода услугах!

Однако в отечественных реалиях всё обстоит вовсе не так, — свидетельствует статистика, собранная компанией TrueConf (российским разработчиком корпоративных и индивидуальных продуктов для ВКС) путём непосредственного опроса специалистов и директоров ИТ-отделов предприятий и организаций из разных сфер деятельности в странах СНГ. Более половины опрошенных предпочитают развернуть всю систему ВКС — сервера и терминалы — непосредственно внутри ИТ-инфраструктуры компании, пусть даже это обернётся для них значительными затратами с туманными перспективами окупаемости.

Лишь 32% опрошенных сделали ставку на облачные сервисы, а ещё 7% согласны платить сервис-провайдеру за услуги — но никак не за терминалы, приобретение которых, опять-таки, они стремятся оплатить сами. Вообще ни один из респондентов не выразил готовности арендовать ВКС-инфраструктуру у сервис-провайдера целиком — даже невзирая на то, что при таком подходе фактический и юридический контроль над серверами и терминалами оказывается в руках арендатора.

Конечно, настороженное отношение к облакам меняется, пусть и сдержанными темпами. TrueConf отмечает, что в 2011-м году заинтересованность в развитии облачной структуры ВКС-системы отметили только 22% участников — по сравнению с 32% в 2012-м. И всё же пока львиная доля реальных коммерческих пользователей ВКС-каналов предпочитает своё, закрытое, выделенное решение облачному.

Быть может, недоверие ИТ-директоров к облаку провоцируют сами же сотрудники малых и средних предприятий? Проведённый компанией Symantec опрос показывает, что бизнес-структуры любого масштаба всё активнее вовлекаются в непредвиденные расходы, причиной которых становится самовольное (без соответствующей санкции ИТ-отдела) использование сотрудниками облачных решений, сложности резервного копирования и восстановления данных, а также неэффективное использованием облачного пространства.

При этом сами темпы облачной вовлечённости в глобальном масштабе растут. Если в 2011-м г. как минимум 75% всех организаций так или иначе обсуждали возможность внедрения облачных решений, то в 2012-м этот показатель уже превышает 95%. Однако обсуждать — не значит внедрять. Множество подозрительных ИТ-директоров обращают внимание на то, что при подключении к облаку на первое место шкалы информационных угроз для деятельности предприятия перемещается возможная нестабильной всей облачной инфраструктуры.

Выход из строя канала доступа в Интернет, серьёзная авария оборудования на стороне провайдера, даже природная катастрофа на другом конце земного шара (а кто даст гарантию, что ваши данные не хранились именно в той, пострадавшей, части облака?) — все эти факторы с огромным трудом учитываются и прогнозируются, однако способны нанести серьёзный ущерб бизнесу, который для обеспечения своей деятельности решил полностью положиться на облачные ИТ-услуги.

Опрос Symantec выявил и такой существенный скрытый источник расходов, как самовольное использование работниками компаний облачных решений. Как выяснилось, это на удивление распространенная проблема: за минувший год с ней сталкивались 77% всех компаний. При этом — вот парадокс, — она более актуальна для крупных корпораций (83%), чем для компаний малого и среднего бизнеса (70%). Надо полагать, корпоративные структуры информационной безопасности пока просто не готовы противодействовать такого рода угрозам, — да и сотрудников в крупных компаниях существенно больше.

Несанкционированный доступ сотрудников к облачным услугам (к которым относятся и бесплатные почтовые службы, и системы мгновенного обмена сообщениями, и социальные сети) объясняется в подавляющем большинстве случаев тем, что позволяет сэкономить время и усилия. Действительно, куда проще связаться с откомандированным в другой город коллегой через WhatsApp с персонального смартфона, чем названивать ему по защищённому внутрикорпоративному каналу VoIP или дожидаться, пока он откроет VPN-сессию на своём ноутбуке.

В результате 40% организаций, столкнувшихся с проблемами при работе с облачными решениями, попадали в ситуацию, когда конфиденциальная информация оказывалась под угрозой. Для более чем 25% эта угроза воплотилась в реальном ущербе — обусловленном «угоном» учётных записей, порчей веб-собственности (корпоративных сайтов, FTP-сервров и т. п.), а также той или иной формой кражи данных.

Вот и выходит, что простота и лёгкость перевода бизнес-транзакций в облака — увы, только кажущиеся. По-прежнему не существует волшебного решения, которое позволило бы самому нерадивому, немотивированному и несмышлёному сотруднику исполнять свою работу с минимальными затратами мыслительной энергии, но к максимальной пользе компании. Переключение на облака вовсе не снимает необходимость учить и учиться.

Напротив, оно требует более чёткого формирования ИТ-правил и стандартов (пусть теперь — вокруг информации и людей, а не вокруг технологий и платформ, как прежде), обучения персонала этии правилам и стандартам, мониторинга и контроля их соблюдения, внедрения новых программных инструментов (уже не привязанных к конкретным платформам), а также дедупликации размещаемых в облаке данных.

Хорошая новость для тех, кто занят в сфере ИТ-обучения: чем солиднее будут всё-таки становиться объективные предпосылки для перехода к облачной инфраструктуре (по мере совершенствования каналов связи, в частности), чем очевиднее будет оказываться выгода такого перехода, — тем серьёзнее станет потребность работодателей в сотрудниках нового типа. Образованных, ответственных, сведущих в ИТ-премудростях. Да, на «эникейщиках» в итоге удастся сэкономить, но оклады их, скорее всего, размажутся тонким слоем по всей зарплатой ведомости организации. Просто потому, что готовый к эффективному взаимодействию с облачными сервисами сотрудник на рынке труда будет стоить дороже.

Опубликовано 27 января 2013 в PC Magazine
Рубрики Присоединяйтесь!