3D: пикантная приправа к блюду ВКС

22.04.2011 Издание

Ссылаясь на научные публикации, директор российской компании TrueConf Михаил Готальский считает, что вклад стереоскопии в общий поток воспринимаемой человеком информации достигает 15%. Причем, как полагают в этой компании, занимающейся разработкой систем видеоконференцсвязи (ВКС), в этих процентах заключаются такие нюансы, значимость которых в информационном обмене столь же высока, как и роль приправ в приготовлении еды.

Стараясь привнести в ВКС отсутствующий пока в ней компонент трехмерности, компания TrueConf заявила о готовности выпустить уже в III квартале нынешнего года коммерческие варианты 3D-ВКС-систем и даже решила сменить свое имя: с апреля она называется TrueConf. Одновременно компания меняет названия всех своих продуктов: теперь существенной частью в них будет слово “True”, которое, по мнению руководства TrueConf, более точно отражает стремление этого вендора быть на острие передовых технологических новаций в ВКС, а также сделает названия продуктов более понятными для потребителей, в том числе зарубежных (планируется выход на англоязычные рынки).

Как сообщил начальник отдела исследований TrueConf Иван Мелешко, изучением возможностей реализации 3D-ВКС-систем компания вплотную занимается с 2006 г. В начале апреля TrueConf продемонстрировала прототип бюджетной 3D-ВКС-системы, состоящей из стереокамеры с модулем для записи изображения в 3D-формате, клиентского приложения, обеспечивающего прием и передачу стереоданных, монитора с разверткой 120 Гц и затворных очков производства Nvidia (см. фото), и уже летом компания ожидает размещения нескольких заказов на 3D-ВКС для бизнеса.

Понимая, что решения с использованием очков в 3D-ВКС-сеансе неудобно для бизнес-использования, TrueConf разделяет свои разработки в области 3D-ВКС на два имеющих одну технологическую платформу класса: более дорогие решения для бизнеса и недорогие для домашнего использования. Специалистам вендора ясно, что решения для бизнеса требуют специализированных видеокамер, причем характеристики тех, что имеются на рынке, не удовлетворяют требованиям 3D-ВКС. По этой причине для бизнес-варианта 3D-ВКС компания разрабатывает собственную систему стереосъемки, включая и видеокамеру.

Сегодня существуют два способа стереосъемки для ВКС: на конвергентных и на параллельных осях. При съемке на параллельных осях глубина резкости регулируется сдвигом левого и правого полукадра вдоль одной оси. В позиции зрителя идет настройка системы на бесконечность. При этом стереоэффект для объектов, расположенных близко к точке съемки, получается слабо выраженным, поэтому данный способ хорош для съемки удаленных объектов.

Съемка на конвергентных осях ближе к тому, как работает человеческий глаз. Она предусматривает поворот камер вокруг вертикальных осей, из-за чего на краях стереокадра возникают трапецеидальные искажения. Мозг в состоянии компенсировать эти искажения, если человек смотрит туда же, куда и обе камеры. На малых расстояниях такой способ дает гораздо сильнее выраженный стереоэффект, но он более утомителен для зрителя и хуже, чем предыдущий способ, работает на дальних планах.

В TrueConf считают, что сосредоточиться на какой-либо одной из двух систем нельзя. В зависимости от того, что находится в кадре, нужно использовать либо систему на конвергентных осях, либо на параллельных. В процессе разработки в компании находится камера, способная автоматически переключаться между двумя этими режимами. Сейчас создается точная механика для такой камеры.

Характеризуя задачи, связанные с разработкой 3D-видеокамеры, г-н Мелешко сообщил, что для получения стереоизображения, помимо компенсации дисторсионного, трапецеидального и сдвигового искажений (с которыми успешно в автоматическом режиме борются 2D-камеры), нужно согласовать относительный поворот осей объективов обеих камер, устранить сдвиг осей (особенно по вертикали), выставить масштаб левого и правого полукадров. Этот процесс нужно автоматизировать при качестве совмещения (желательно) до полупиксела матрицы. Кроме того, есть задача синхронизации кадров, которая подразумевает согласование камер по цветопередаче, балансу яркости, фокусировке и другим характеристикам.

У TrueConf готов программный модуль для компьютерного управления двумя камерами, образующими устройство для съемки в системе 3D-ВКС. Компанией разрабатывается также аппаратный модуль, который будет управлять синхронизацией пары камер по протоколу UART. Он тоже будет интегрирован с компьютером, в результате чего образуется единый модуль синхронизации.

Как сообщил г-н Готальский, у специалистов его компании есть понимание того, какие видеокамеры следует брать за основу для создания прототипа видеокамеры для 3D-ВКС, какие нужно в нем использовать чипы, — дело за разработкой ПО и механики юстировки. Он полагает, что собранные в компании образцы в серию запускать пока рано из-за их технологической сложности и высокой стоимости изготовления. Как только компания будет готова к серийному выпуску, она передаст его технологию партнерам в Китае или наТайване, где производство более высокотехнологичное и дешевое по сравнению с Россией, хотя TrueConf не прекращает поиски подходящего партнера и в нашей стране. Вместе с тем г-н Готальский сказал, что, если на рынке появятся камеры, удовлетворяющие требованиям, которые его компания предъявляет к этому классу устройств в области 3D-ВКС, компания будет использовать их, поскольку производство оборудования TrueConf считает непрофильным для себя бизнесом.

Разрабатываемая TrueConf система 3D-ВКС имеет модульный характер и будет предлагаться в разных сочетаниях модулей. Предполагается, что бизнес-вариант решения 3D-ВКС будет реализован “под ключ” как специализированное переговорное помещение с настройками оборудования под несколько сценариев сеансов связи. Индивидуальные пользователи на той же технологической платформе смогут использовать в качестве источника сигналов более простые и недорогие (немногим дороже обычных 2D) 3D-веб-камеры, бытовые стереокамкордеры, а при их отсутствии 2D-3D-конверторы. Для отображения в этом варианте допустимо применение и дешевых красно-синих аналитических очков (стоимостью 50 руб.) или более дорогого решения на очках с затворами.

Специалисты TrueConf создали специальный кодак, учитывающий похожесть двух частей стереокадра и позволяющий распараллеливать компрессию на несколько потоков. Это дает возможность решать задачи 3D-ВКС на доступных компьютерах, хотя и относящихся к топовым, мощным моделям.

Первые стереосистемы ВКС разработки TrueConf не будут поддерживать режим HD, поскольку в компании полагают, что 3D и при более низком качестве изображения дает ощущения, близкие от картинки HD, а кроме того, HD-качество в 3D-ВКС-системах сильно повышает вычислительную нагрузку на серверы.

В TrueConf считают, что сеанс стерео-ВКС должен проходить независимо от того, какими устройствами отображения оснащены его участники. Для этого система ВКС должна поддерживать широкий спектр разнотипных устройств отображения. К концу года TrueConf ожидает резкий всплеск предложений таких устройств.

Сегодня автостереоскопический экран с диагональю 42 дюйма в Москве можно купить примерно за 200 тыс. руб. Специализированная для стерео-ВКС видеокамера, согласно ожиданиям г-на Мелешко, будет стоит приблизительно столько же, сколько старшие модели 2D-камер для ВКС. В результате конечная точка для реализации сеанса 3D-ВКС с затворными очками может стоить, по оценкам представителей TrueConf, около 150—200 тыс. руб., а года через полтора-два ее цена снизится до 100—120 тыс. руб., при этом вариант конечной точки с автостереоскопическим экраном будет стоить 150—200 тыс. руб. В TrueConf предполагают, что первые бизнес-системы 3D-ВКС обойдутся покупателю в 10—15 тыс. долл., что примерно в полтора-два раза дороже, чем среднее 2D-ВКС-решение.

Согласно прогнозам исследовательских агентств, мировой рынок 3D-ВКС вырастет к 2015 г. до 2,5 млрд. долл. и составит 25% от общего рынка ВКС (в 2010 г. объем рынка ВКС составил 3 млрд. долл.). Сегодня развитие 3D-видео во многом упирается, как считают в TrueConf , в дефицит 3D-видеоконтента. 3D-ВКС как раз станет одним из источников контента для этого технологического направления.

Опубликовано 22 апреля 2011 в PC Week
Рубрики Присоединяйтесь!